Содержание статьи
Содержание статьи
Мы собрали все возможные таможенные платежи и сборы, которые необходимо оплатить при ввозе товара в Россию.
Как правило, основными расходами при таможенном оформлении, которые несет импортер зарубежной продукции являются:
При доставке груза из Европы в Россию перевозчик самостоятельно должен оплатить и оформить следующие бумаги:
Оформление товаро-сопроводительных документов и гарантийного сертификата, как правило, заложены в общую ставку транспортной компании и оплачиваются импортером в общем счете.
Оплата таможенному представителю/брокеру состоит из следующих работ:
Как оплачивается таможенное оформление?
Таможенное оформление входит в комплексную услугу Eride.ru и оплачивается в общем счете. Если у вас свой таможенный представитель у которого вы оформляете товар, то вы платите напрямую ему.
Для того, чтобы таможня пропустила через границу, импортеру необходимо оплатить:
Как платятся таможенные платежи?
Оплачиваются импортером самостоятельно банковским платежом на счета таможни. Специалисты Eride.ru проконсультируют по оплате всех таможенных платежей. Также вы можете воспользоваться нашей специальной инструкцией.
Авансовые платежи – это государственные сборы за таможенное оформление и уплата НДС. Называются авансовыми платежами, так как оплачиваются до таможенного оформления на отдельный счет таможни для авансовых платежей.
Понимание механизма расчета данных затрат, а также порядка их оплаты, будет крайне полезно для нашего читателя.
В интернете присутствует ряд он-лайн калькуляторов таможенных платежей, но ни один из них не сможет Вам объяснить принцип своей работы, поэтому остаётся место для сомнения в правильности и точности расчета.
Мы предлагаем рассчитать таможенные платежм: пошлины, сборы и НДС через наших менеджеров. Ниже мы расскажем как мы делаем расчет и приведем пример такого расчета.
Рассмотрим виды таможенных пошлин – ввозные и вывозные, так как их назначение различается. Ввозные пошлины уплачиваются при ввозе товаров и предназначены для защиты внутреннего рынка. Вывозные пошлины применяются при отправке товаров через границу ЕАЭС и служат для сдерживания вывоза стратегически важных сырьевых товаров. Ставки вывозных пошлин устанавливаются правительством РФ для некоторых категорий товаров (например, нефть, металлы, лесоматериалы) с целью обеспечить достаточное предложение сырья на внутреннем рынке. Таким образом, ввозные пошлины защищают отечественных производителей, а вывозные – ограничивают экспорт определенных ресурсов.

Особые виды пошлин: Помимо обычных ввозных пошлин, законодательством предусмотрены и особые тарифные меры – специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Эти сборы вводятся в рамках мер защиты рынка и применяются преимущественно к товарам, которые поступают по заниженным ценам или при поддержке иностранного государства. Антидемпинговая пошлина начисляется, если иностранный товар продается на нашем рынке по демпинговой цене (существенно ниже его нормальной стоимости) и тем самым наносит ущерб отечественным производителям. Компенсационная пошлина взимается, если установлено, что производитель товара за рубежом получал субсидии или господдержку, давшие ему нечесное ценовое преимущество – такая мера компенсирует ущерб для наших компаний. Ввод и размеры этих пошлин осуществляются на основании решений уполномоченных органов ЕАЭС или национальных правительств, в соответствии с международными соглашениями. Ставки зависят от степени демпинга или размера субсидии и устанавливаются индивидуально для каждой ситуации. Например, может действовать антидемпинговый тариф в размере 30% либо фиксированная сумма в валюте страны за единицу товара – параметры рассчитываются после расследования. Импортеру важно учесть, что уплата таких пошлин является обязательным платежом при таможенном оформлении товаров, подпадающих под специальные защитные меры. Если будет доказано уклонение от их уплаты (например, путем неверного декларирования страны происхождения), на виновных накладываются штрафы и взыскиваются недоимки. Таким образом, антидемпинговые и компенсационные пошлины – это инструмент поддержания честной конкуренции: они защищают внутренний рынок от дешевого импорта и компенсируют преимущества, полученные зарубежными производителями незаконно.
Применение на практике: В пределах Евразийского экономического союза такие особые пошлины устанавливаются коллегиально и действуют единообразно во всех странах ЕАЭС. Решением Евразийской экономической комиссии определяются перечни товаров, на которые накладывается антидемпинговая мера, и соответствующие ставки. Например, известный случай – антидемпинговая пошлина на некоторые виды металлопродукции из третьих стран. Также существуют специальные пошлины – временные тарифы, вводимые для защиты отечественной отрасли от резко возросшего импорта. Размер и срок действия каждой меры публикуются официально, и импортеры должны ими руководствоваться. В целом, хотя антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются относительно редко по сравнению с базовыми тарифами, их влияние на расходы при ввозе может быть существенным. Перед заключением контракта важно проверить, не относится ли товар к категории, на которую действует специальная пошлина, чтобы правильно рассчитать итоговую стоимость товара при ввозе и избежать неожиданного увеличения издержек.

Таможенный союз: Для участников Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) действует единое таможенное пространство. Это означает, что в пределах ЕАЭС таможенные пошлины при взаимной торговле не взимаются. Товары, произведенные в одной стране союза и перемещаемые в другую, освобождены от ввозных пошлин – внутри союза создан режим свободной торговли. Разумеется, такие товары должны соответствовать правилам происхождения и подтверждаться сертификатом (например, формы СТ-1), чтобы воспользоваться льготой. Налоговые платежи (НДС, акцизы) при перемещении внутри союза уплачиваются согласно согласованным правилам – как правило, импортный НДС начисляется в стране назначения, хотя пошлин нет. Таким образом, единый таможенный режим внутри ЕАЭС существенно упрощает торговлю между участниками и снижает цену товаров за счет отсутствия импортных пошлин. При этом вывоз товаров за пределы союза (экспорт в третьи страны) регулируется единым таможенным тарифом ЕАЭС – экспортные пошлины (если они установлены) применяются на равных ко всем странам союза.
Экспортные пошлины: В отличие от импорта, экспорт внутри ЕАЭС свободен, но при вывозе товаров из союза на внешние рынки возможны вывозные пошлины. Например, постановлением правительства РФ введены временные вывозные пошлины на некоторые сырьевые товары, экспортируемые из России за пределы ЕАЭС – такая мера действует с конца 2023 года и рассчитана до 2025 года. Цель – сдержать вывоз стратегически важных ресурсов (зерно, металлы и пр.) и сохранить достаточное предложение внутри страны. Ставки этих экспортных пошлин фиксируются в рублях за единицу товара или в процентах от стоимости и регулярно пересматриваются. От уплаты экспортных пошлин освобождаются, как правило, физические лица, перевозящие товары для личного пользования (например, личные вещи) – такое исключение прописано в соглашениях ЕАЭС (см. перечни товаров для личного пользования в Решениях ЕЭК). Если же экспорт осуществляется в коммерческих целях, декларант обязан внести пошлину до вывоза товара. Для компаний это означает необходимость закладывать в цену сделки дополнительные расходы. При экспорте в пределах квот или льготных соглашений пошлина может не взиматься – например, поставки нефти в некоторые страны СНГ осуществляются без вывозной пошлины по межправительственным соглашениям. В каждом случае, чтобы правильно оценить затраты, учитываем актуальные тарифы и льготы: актуальную информацию об экспортных пошлинах и их ставках на день оформления можно получить в таможенных органах или из открытой нормативной базы.
Оплата и валюты: Все таможенные пошлины и налоги уплачиваются в национальной валюте страны оформления – для России это рубли (₽). Декларант осуществляет платежи авансово, до выпуска декларации, перечисляя средства на единый счет таможенного органа. Юридические лица могут пользоваться специальными инструментами для уплаты – например, таможенной картой, упрощающеё совершение платежных операций без задержек. В случае переплаты возможен возврат средств по заявлению (прилагая подтверждающие документы), а при несвоевременной уплате или выявлении недоплаты – доначисление, пени и штрафы. Таким образом, соблюдение установленных правил и сроков уплаты таможенных платежей – залог беспрепятственного выпуска товара и отсутствие санкций со стороны таможни. Импортеру рекомендуется заранее рассчитывать все пошлины и налоги, исходя из стоимости товара при ввозе, и резервировать достаточную сумму на авансовом счете, чтобы оформление прошло гладко.

Методы оценки: Таможенная стоимость товара при ввозе определяется строго по правилам, закрепленным в Таможенном кодексе (ТК) ЕАЭС. Всего предусмотрено шесть методов расчета, которые применяются последовательно. Первый метод – по ценe сделки с ввозимыми товарами, то есть на основе фактической стоимости товара по контракту. Для большинства поставок именно этот способ самый распространенный и известный. Если стоимость по сделке определить нельзя (например, нет документов или стороны взаимозависимы), переходят ко второму методу – по стоимости сделки с идентичными товарами, то есть товарами совершенно аналогичными (идентичными) по характеристикам и происхождению. Третий метод – по стоимости сделки с однородными товарами, то есть продукцией, похожей по составу и качеству, но не совершенно идентичной. Если и эти способы неприменимы, таможня использует четвертый метод (вычитания) – расчет от обратного, когда берется цена продажи ввезенного товара на внутреннем рынке и из нее вычитаются определенные компоненты (по сути, метод основан на предусмотренных вычетах из цены реализации). Пятый метод (сложения), наоборот, базируется на суммировании затрат: учитываем известные составляющие себестоимости товара (производство, доставка, наценка) и формируем стоимость для таможни. Шестой метод (резервный) применяется в крайнем случае, если предыдущие подходы не сработали – таможенная стоимость определяется решением таможенного органа с использованием доступных данных (например, по стоимости аналогичного товара или расчетным путем). Практика показывает, что самый часто применяемый метод – первый, по цене сделки; остальные методы таможенного оценивания используются реже, но знать их важно.
Состав стоимости: При выборе первого метода важно понимать, как формируется база для расчета пошлин и налогов. Таможенная стоимость включает не только цену товара по инвойсу, но и расходы на доставки товара до границы союза, страховку, лицензированные платежи и т.д. – все, что импортер фактически оплатил до момента пересечения товаром границы. Эти суммы должны быть подтверждены документально (счета за транспорт, страховки, договоры). Например, если условия поставки по контракту – EXW или FCA, к стоимости самого товара добавляются транспортные расходы до границы РФ (или границы ЕАЭС) и, при необходимости, страховка. Если же поставка DAP – доставка уже учтена продавцом в цене, и в таможенную стоимость дополнительно ничего не накладывается. Таким образом, правильно рассчитанная таможенная стоимость товара при ввозе становится основой для дальнейшего начисления всех пошлин и налогов.
Размер таможенных пошлин, НДС и прочих сборов напрямую зависят от характеристик товара. Для большинства товаров массового потребления действуют адвалорные ставки (в процентах от таможенной стоимости). Однако для отдельных позиций применяются иные формы ставок: специфические или комбинированные. Специфическая ставка представляет собой фиксированную величину, привязанную к количеству продукции в натуральном выражении (например, определенная сумма за объем или вес товара). Так, для легковые автомобили таможенная пошлина часто устанавливается как определенная сумма за объем двигателя (рублей за 1 см³), а для некоторых видов одежды – как процент от стоимости, но не менее фиксированной суммы за килограмм. Существуют и комбинированные тарифы: например, пошлина X% от стоимости, но не менее Y за единицу товара – такие действия позволяют избежать занижения платежей при декларировании дешёвых тяжелых товаров.
Налог на добавленную стоимость (НДС) при импорте тоже имеет несколько ставок в зависимости от категории продукции. Ставки НДС действующие на день оформления следующие:
Кроме того, если товар относится к подакцизным, дополнительно взимается акциз. Подакцизные товары (алкоголь, табачные изделия, легковые автомобили и т. д.) облагаются акцизным налогом по ставкам, установленным разделом Налогового кодекса. Таким образом, итоговые таможенные платежи складываются из пошлин, налогов и сборов, размер таможенных платежей для каждой партии рассчитывается индивидуально. Для самостоятельного расчета пошлин, НДС и сборов необходимо корректно определить код товара по ТН ВЭД, таможенную стоимость партии, а также узнать тарифные ставки, действующие на день подачи декларации.
Существуют законные способы уменьшить сумму таможенных платежей, которыми могут воспользоваться импортеры. Один из основных механизмов – тарифные льготы в рамках международных соглашений. Если между страной происхождения товара и государствами ЕАЭС заключены торговые соглашения о свободной торговле, импортер может воспользоваться льготными условиями. В таком случае пошлины можно уплатить по сниженным ставкам или вовсе избежать их уплаты. Например, при ввозе товара, происходящего из страны, с которой у России действует соглашение о зоне свободной торговли, ставка ввозной пошлины может быть снижена до 0%. Разумеется, чтобы воспользоваться такими льготами, необходимо документально подтвердить происхождение товара (например, предоставить сертификат формы СТ-1 или иной документ в соответствии с требованиями соглашения). Если страна происхождения входит в Евразийский экономический союз, ввозные пошлины не взимаются вообще, так как внутри ЕАЭС действует таможенный союз.
Еще один способ оптимизировать таможенные издержки – использование режима свободной экономической зоны. При ввозе товаров в особую экономическую зону импортер получает отсрочку или освобождение от уплаты пошлин на период хранения или производства внутри этой зоны. Например, на территории свободной экономической зоны можно разместить производство, завозя комплектующие без уплаты ввозной пошлины и налогов до момента выпуска готовой продукции в свободное обращение. Такие законные способы уменьшить таможенные платежи помогают бизнесу снизить издержки, не нарушая требований таможенного законодательства. В этой статье мы рассмотрели основные из них, однако применять их следует осторожно и только при полном соблюдении установленных правил.
После отправки декларации таможенные органы проводят автоматизированную проверку предоставленных данных – так называемый форматно-логический контроль сведений. Это комплекс электронных проверок, в ходе которых декларация анализируется на соответствие формату и правилам, связанным с выбранной таможенной процедурой. Система контролирует правильность заполнения всех граф и логическую увязку указанных сведений. Например, при проверке декларации сопоставляются заявленная сумма таможенной стоимости и количество продукции в натуральном выражении, чтобы выявить возможные неточности. Если будут обнаружены несоответствия или подозрительные отклонения, могут последовать дополнительные меры таможенного контроля. Как правило, таможенный инспектор инициирует такие действия, как запрос документов у импортера для подтверждения заявленных сведений, а при серьезных расхождениях может назначаться досмотр груза.
Помимо автоматических проверок, на этапе выпуска декларации инспектор оценивает и экономическую сторону поставки. Проверяется правильность применения ставки ввозной пошлины и выбранного метода определения таможенной стоимости товара. Иными словами, убедятся, что товар классифицирован верно, пошлина рассчитана по правильной ставке, а метод ее исчисления соответствует правилам. Контроль расчета распространяется на все компоненты платежей: инспекция удостоверяется, что суммы пошлин, НДС и сборов рассчитаны точно и обоснованно. Такой многоуровневый контроль сведений декларации позволяет таможне избежать неверного расчета платежей и предотвратить недобор или перерасчет. Для самого импортера это также плюс – форматно-логический контроль снижает риск ошибок еще до выпуска товара.
Неверного расчета таможенных платежей следует избегать, так как он может привести к ряду негативных последствий для участника ВЭД. Во-первых, неправильное определение таможенной стоимости или тарифа грозит тем, что заявленная сумма платежей не совпадет с требуемой по закону. Если фактически уплачено меньше положенного (недоплата), таможенные органы доначислят разницу, взыщут пени и могут выписать штраф. Переплата же означает излишнее отвлечение средств компании до момента возврата переплаченных денег. Во-вторых, регулярные ошибки и нарушения правил, связанных с таможенными процедурами негативно сказываются на имидже фирмы. При выявлении нарушений таможня может наложить штрафные санкции, что негативно повлияет на отношения с таможенными органами и ударит по деловой репутации компании. Кроме того, грубые ошибки в декларациях (например, систематическое занижение стоимости партии) могут привести к более тщательному контролю в будущем и увеличению времени таможенного оформления.
Чтобы избежать завышенных или ошибочных начислений, важно тщательно готовить документы и проверять расчеты до подачи декларации. Полезно воспользоваться помощью специалистов: можно обратиться в службу поддержки ФТС или проконсультироваться с лицензированным таможенным представителем для предварительной проверки расчетов. Такие действия помогут убедиться в правильности начислений и предотвратят проблемы еще на этапе подготовки. При обращении за консультацией в электронном виде помните, что ваши данные обрабатываются согласно политике обработки персональных данных соответствующих сервисов. Грамотный подход к расчету таможенных платежей и внимательное заполнение декларации позволят выполнить все требования закона и избежать лишних расходов и конфликтов с таможней.
Начнем с основы начисления – это стоимость товара, который вы покупаете за границей. Очень важно понимать, что платежи не всегда рассчитываются, базируясь только на сумме, указанной в инвойсе (счете на импортную закупку).
Для того чтобы понять стоимость транспортировки до границы нужно знать базис поставки по контракту, согласно Инкотермс.
Для примера мы разберем четыре варианта, которые являются основными при сухопутной перевозке грузов и чаще всего используются заказчиками сервиса Eride.ru:
EXW (Икс-воркс или Экс-воркс) – франко-завод. Звучит несколько непонятно, поэтому скажем проще – это отгрузка непосредственно с производства или склада при нём. То есть, мы забираем товар прямо с зарубежного завода, а в цену товара могут быть добавлены местные сборы за оформление экспорта. При этих условиях необходимо обязательно добавлять транспортные расходы до границы РФ или Таможенного союза.
FCA (Эф-си-эй или Фэ-сэ-а) – франко-перевозчик. Также довольно непонятный термин, но по сути - это передача товара покупателю на складе перевозчика. Например, Вы даете продавцу адрес склада Eride.ru в ЕС, который выбрали в процессе заказа на нашем сайте и поставщик доставляет груз к нам самостоятельно.При этих условиях так же необходимо обязательно добавлять транспортные расходы до границы РФ или Таможенного союза.
DAP (Ди-эй-пи или Дап) – поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем. Данные условия уже подразумевают, то что транспортировку организовывает и оплачивает Ваш зарубежный поставщик товара. В этом случае основной исчисления таможенных платежей будет стоимость в инвойсе, к которой уже не потребуется добавлять транспортные расходы до границы РФ.
Отдельно нужно упомянуть условия поставки CIP (ЭС АЙ ПИ или СИП). В этом случае товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре таможенного терминала прибытия в РФ оплачивает продавец (то есть она будет включена в стоимость товара по инвойсу), но товара подлежит обязательному страхованию и расходы по страховке несёт покупатель.
Мы нарочно использовали в скобках такую интерпретацию, так как при работе с перевозчиком и брокером чаще всего будет использовано именно такое произношение этих базисов.
В случаях FCA и EXW для расчета таможенных платежей, к стоимости товара по инвойсу потребуется прибавить расходы на транспортировку до границы Таможенного Союза. Эту сумму легко можно узнать у Вашего перевозчика и при необходимости запросить калькуляцию затрат. Как мы уже говорили ранее, при условиях DAP стоимость транспортировки уже учтена в инвойсе, поэтому прибавлять ничего не потребуется. При условиях CIP, вместо транспортных расходов до границы РФ Вам нужно будет добавлять сумму страховки, которая будет указана в полисе.
Налог на добавленную стоимость. Ставка НДС в Российской Федерации равна 20%.
Сбор за таможенное оформление исчисляется по фиксированной ставке в рублях в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара по инвойсу + транспортные расходы до границы).
До 2020 года была возможность подавать декларации в бумажном виде по старому, более дорогому тарифу. С 2020 года более 95% таможенных деклараций оформляются с помощью электронного декларирования, бумажное декларирование используется в редких, исключительных случаях.
Величина таможенного сбора при электронном декларировании:
При покупке мебельной фурнитуры в Германии за 12 000 евро мы забираем ее прямо с производства в городе Дортмунд (EXW). Общая стоимость перевозки трех европаллет с товаром по маршруту Дортмунд – Санкт-Петербург составит 687 евро, из них 85% – это транспортные расходы до границы Таможенного Союза. Величина таможенной пошлины на товар равна 5%, её вы можете узнать по таможенному коду, который подберет для Вас специалист брокерской компании. Нужно просчитать все таможенные платежи.
Для расчета транспортных расходов до границы умножим 687 евро на 85% (транспортные расходы до границы) и получим сумму в 584 евро, которую затем прибавим к стоимости товара для расчета таможенной пошлины.
Таможенная пошлина рассчитывается исходя из таможенной стоимости товара * 5%.
Основной метод определения таможенной стоимости – по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Метод при котороом таможенная стоимость определяется по стоимости сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения товаром таможенной границы. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы.
Таможенная стоимость товара в нашем случае = 12 000 евро (стоимость товара) + 584 евро (транспортные расходы до границы Таможенного Союза) = 12 584 евро, именно с этой суммы таможня будет исчислять пошлину в размере 5%.
Итого, таможенная пошлина равна 12 584 евро * 5% = 629,20 евро.
Теперь нам необходимо посчитать НДС, который также спишется при выпуске декларации. Для этого мы берем уже знакомую нам стоимость товара с учетом транспортных расходов до границы Таможенного союза (12 584 евро) и добавляем к ней, рассчитанную таможенную пошлину (629,20 евро), получаем 13 213,20 евро.
Для получения НДС умножим эту сумму на 20%.
НДС = 13 213,20 евро * 20% = 2642,64 евро.
Сбор за таможенное оформление рассчитывается исходя из таможенной стоимости товара. Для расчета таможенной стоимости товара мы складываем стоимость товара по инвойсу и стоимость транспортных расходов до границы.
Таможенная стоимость товара = 12 000 евро (стоимость товара по инвойсу) + 584 евро (транспортные расходы до границы Таможенного Союза) = 12 584 евро, затем переводим данную сумму в рубли. 12 584 евро, например, по курсу 71,4550 будет равна 899 189,72 рублей, а значит сбор за таможенное оформление равен 1500 рублей.
Для удобства понимания мы свели все данные задачи и расчеты в одну таблицу
| Стоимость товара по инвойсу | 12000 евро |
| Транспортные расходы | 687 евро |
| Транспортные расходы до границы (85% от 687 евро) | 584 евро |
| Таможенная стоимость товара (Стоимость товара + Транспортные расходы до границы) | 12584 евро |
| Таможенная пошлина (5% от Таможенной стоимости) | 629,20 евро |
| Таможенная стоимость товара + Таможенная пошлина | 13 213,20 евро |
| НДС (20% от Таможенной стоимости + Таможенные пошлины) | 2642,64 евро |
| Сбор за таможенное оформление (исходя из таможенной стоимости) | 1500 рублей |
Данный пример можно смело использовать и для расчета таможенных платежей по инвойсу на условиях FCA.
Не забывайте:
! Если вы используете DAP, то при расчете просто исключите добавление трансопртныых расходов до границе РФ, остальные алгоритмы сохраняются.
! При условиях CIP, вместо транспортных расходов до границы РФ Вам нужно будет добавлять сумму страховки, которая будет указана страховом полисе.
При таможенном оформлении также возможны расходы:
Как оплатить таможенные платежи читайте в инструкции